------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Архиепископ Гермоген (Орехов)


Паломничество на
Святую Гору Афон


       Милостию Божией паломники Русской Православной Церкви ежегодно посещают священные места Афона. В 1979 году 4 августа на Афон отбыли митрополит Киевский и Галицкий Филарет, Патриарший Экзарх Украины; архиепископ Краснодарский и Кубанский Гермоген; архимандрит Палладий, клирик Одесской епархии; игумен Александр, клирик Курской епархии; игумен Стефан, инок Троице-Сергиевой Лавры; протоиерей Александр Шокало, клирик Ворошиловградской епархии; протоиерей Тимофей Шайдуров, клирик Киевской епархии; протоиерей Борис Пономарев и протоиерей Алексий Кунгуров, клирики Московской епархии; Б. А. Нелюбов, профессор Московской духов¬ной академии, переводчик Отдела внешних церковных сношений; В. А. Чукалов, заведующий канцелярией Отдела, и Г. А. Андриянов, референт Отдела.
       Перед поездкой митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, председатель Отдела внешних церковных сношений, подробно рассказал паломникам о заслугах почившего митрополита Никодима в деле восстановления связей с Русским Пантелеимоновым монастырем на Святой Горе Афон, отметил важность и значение паломничества на Афон.
       Паломники отбыли самолетом через Софию и ночью прибыли в Афины. У трапа самолета нас встречал епископ Додонский Хризостом, игумен монастыря Пендели. Митрополит Филарет сердечно благодарил епископа Хризостома за радушную встречу и просил его передать Блаженнейшему Архиепископу Афинскому и всей Эллады Серафиму благодарность за любовь и гостеприимство. Паломники направились в мужской монастырь Пендели, расположенный в 30 км от Афин высоко в горах. Монастырь является межцерковным православным центром.
       Все паломники молились за утреней и Божественной литургией в Успенском храме монастыря.
       Митрополит Филарет обратился к молящимся с приветственным словом и, в частности, сказал: «Нас, православных русских людей, роднит единство духа с православными людьми Элладской Церкви. Мы ценим братские контакты со святыми монастырями на Афоне. Мы всегда стремимся иметь со своими братьями по вере — греками самые добрые отношения и укреплять взаимопонимание». Затем Владыка Экзарх по просьбе проигумена монастыря раздавал антидор верующим. В тот же день паломники посетили монастырь XII века, называемый Кесарийским, а также приходской храм на окраине Афин, освященный в честь местночтимой иконы Божией Матери «Освободительница». На следующий день, 6 августа, паломники молились в монастыре за Божественной литургией, затем посетили Благовещенский кафедральный собор в Афинах. В соборе покоятся останки вдохновителя освободительной борьбы греческого народа против турецкого ига Патриарха Константинопольского Григория V, замученного турками в год восстания греков в 1821 году. Во второй половине дня мы прибыли в г. Салоники. В аэропорту нас встречал Павел Иванович Селиванов. Он оказал большое внимание паломнической группе.
       7 августа днем мы прибыли в г. Уранополис — последний город на пути к Святой Горе. Мы побывали в деревне Стагира — на родине Аристотеля, а затем на катере направились в Пантелеймонов монастырь.
       Первые впечатления были грустными; мы проплывали мимо опустевших -метохов Русского монастыря. Мы молились Господу, чтобы русские кельи вновь наполнились иноками.
       На пристани Пантелеимонова монастыря нас встретила братскими объятиями группа насельников. С пением «Достойно есть», под звон монастырских колоколов мы направились к монастырским вратам (порте).
       Нас радостно встретили игумен монастыря архимандрит Иеремия, благочинный архимандрит Мисаил с остальной братией и губернатор полуострова Агион Орос (Святая Гора) Димитриос Цамис, а также другие святогорцы. Большой колокол, весом 14 тонн, издавал густой, бархатный, мощный звон. При входе в центральные врата митрополит Филарет облачился в мантию, благоговейно приложился ко кресту, поданному облаченным в ризу иеромонахом. В соборном храме во имя великомученика и целителя Пантелеймона после молебна, совершенного в соответствии с Уставом Святой Горы, мы поклонились честной главе святого Пантелеймона. Архимандрит Мисаил произнес слово приветствия.
       Высокопреосвященный Филарет приветствовал игумена с братией монастыря, передал благословение Святейшего Патриарха Пимена всем насельникам монастыря и, в частности, сказал: «Мне, как митрополиту Киевскому, особенно радостно посетить Афон, потому что основатель русского монашества преподобный Антоний Печерский получил благословение Святой Афонской Горы для устроения монашества в Киеве».
       Митрополит Филарет подчеркнул также, что Русская Православная Церковь во главе со Святейшим Патриархом Пименом очень заботится об оказании насельникам Афона посильной помощи.
       Архимандрит Иеремия сказал, что приезд паломников с Руси всегда радостен для святогорцев, ибо после встреч с паломниками они чувствуют себя так, словно побывали на Родине. В тот же день паломники приложились к мощам, которые хранятся в обители.
       Пантелеймонов монастырь расположен в юго-западной части Афона, у склона горы, спускающейся к морскому заливу.
       Об основании монастыря говорится в рукописи архимандрита Варлаама за 1705 год: «Понеже все святогорские отцы, советовавшие с собою за высоким благословением Святейшего Господина и Отца Кир Гавриила, Патриарха Цареградского, избраша единому быть между всеми греческими и болгарскими монастырями русским, дабы отовсюду приходящие странники, хотящий там быти, при нем пребывание имели».
       По преданию, основание монастыря относят ко времени правления святого равноапостольного князя Владимира, указывая на святого Антония Печерского, который подвизался в пещере, принадлежавшей монастырю Есфигмен. В Пантелеимоновом монастыре есть две чудотворные иконы: Божией Матери, именуемой «Иерусалимская», и древняя икона великомученика и целителя Пантелеймона.
       Колокольня, купола и крыши Пантелеимонова собора, храмов святителя Митрофана Воронежского, Успенского и Покровского недавно поновлены. В 18 часов (по афонскому времени—10 часов) паломники приняли участие в совершении вечернего богослужения и в клиросном чтении и пении, а наутро 8 августа, в 4 часа по афонскому времени, молились за полунощницей, утреней и Божественной литургией в Покровском храме.
       После завтрака в 9 часов мы отплыли на катере к пристани Дафни, а оттуда направились в Карею — административный центр Святой Горы. Здесь все паломники обязаны сначала получить в киноте «диамонитирион» (право на жительство) и уже потом совершать паломничество по монастырям. В Карее паломники нанесли визит губернатору Димитриосу Цамису. Митрополит Филарет сердечно поблагодарил губернатора за доброе отношение к русским паломникам, приезжающим на Святую Гору Афон, и выразил уверенность, что встреча русских православных паломников со святогорцами послужит дальнейшему укреплению братских связей между Русской, Константинопольской и Элладской Церквами.
       Губернатор заверил, что он и впредь будет оказывать внимание паломникам Русской Православной Церкви.
       В киноте нашу делегацию встречали под звон колоколов, в храме приветствовали секретарь кинота архимандрит Максим и другие члены протата. Митрополит Филарет сердечно поблагодарил секретаря кинота за теплые пожелания, затем прочитал Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена и вручил его секретарю кинота. Мы ознакомились с храмами кинота, молились перед иконой Божией Матери «Достойно есть».
       Вечером мы возвратились в Пантелеймонов монастырь ко всенощному бдению, которое, по благословению митрополита Филарета, начал архимандрит Палладий. Всенощная на Афоне совершается после заката солнца. Полиелей на утрени и Божественную литургию в день праздника великомученика Пантелеймона, 9 августа, совершили митрополит Филарет и архиепископ Гермоген в сослужении паломников в священном сане.
       На престольный праздник — день памяти святого Пантелеймона — собрались лучшие греческие певчие Афона. За богослужением не было прихожан, молились только иноки и паломники. Греки пели псалмы по-гречески, паломники — по-церковнославянски. Мы молились о мире всего мира и о всех людях, о нашем Отечестве и о русском народе.
       После всенощного бдения нам был предложен краткий отдых. Часы перед литургией начались в 8 часов по афонскому времени. Звон большого монастырского колокола возвестил о начале богослужения. Божественную литургию совершал митрополит Филарет в сослужении игумена монастыря и паломников в священном сане. После крестного хода вокруг Пантелеимонова собора и праздничного молебна были возглашены многолетия по афонскому уставу. Высокопреосвященный Филарет поздравил всех присутствовавших в храме с праздником и огласил Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена новоизбранному игумену Пантелеимонова монастыря архимандриту Иеремии. Владыка Филарет просил братию возносить молитвы о русских паломниках, о Русской Православной Церкви и о нашем Отечестве.
       После трапезы паломники отправились на грузовой машине в Старый Руссик. Здесь есть храм во имя великомученика Пантелеймона, небольшой деревянный храм в честь Почаевской иконы Божией Матери, хозяйственные помещения. Многое здесь напоминает о России. В Старом Руссике когда-то жили около 500 монахов, теперь нет никого. Общежительные монашеские корпуса обветшали. Огромный каменный храм освящен в 1824 году. Он находится в хорошем состоянии. Иконостас резной, позолоченный, прекрасные иконы в нем удивляют свежестью красок.
       Митрополит Филарет совершил перед старинным образом молебен и прочитал акафист великомученику Пантелеймону. Паломники пропели тропарь и величание святому Пантелеймону, осмотрели Почаевский храм. Мы видели также кельи и бездействующие мельницы, принадлежащие русскому монастырю. В Пантелеимоновом монастыре паломники молились в Покровском храме за вечерним богослужением.
       В пятницу 10 августа, в 4 часа по афонскому времени, паломники приняли участие в богослужении, клиросном чтении и пении. Божественную литургию совершил митрополит Филарет в сослужении некоторых паломников. Остальные паломники причащались Святых Христовых Тайн.
       Затем мы отправились в паломничество по святогорским монастырям. Наше путешествие мы совершали в основном на катере по Эгейскому морю вдоль Афонского побережья, в ряде случаев — на грузовой машине или же на «джипе», если была возможность ехать по берегу, а иногда — и пешком, если обители были расположены недалеко одна от другой. Иноки афонских монастырей при колокольном звоне и пении церковных песнопений тепло приветствовали паломников. Преосвященных архиереев встречали «со славой». Митрополит Филарет благодарил братию за гостеприимство и сердечность встречи. Мы посетили греческий монастырь Симоно-Петр, расположенный на скалах. Подъем к мо¬настырю был труден: мы поднимались в гору пешком по крутой, извилистой тропинке. Основателем монастыря был преподобный Симон (XIII век), почему и монастырь назван Симоно-Петр, т. е. Камень Симона. Монастырь Симоно-Петр известен также тем, что здесь жил аскет и переводчик аскетических творений игумен Паисий Величковский.
       Паломников сердечно встречали 26 иноков во главе с игуменом монастыря архимандритом Емелианом (всего в монастыре 60 молодых монахов). В храме Рождества Христова был совершен краткий молебен. Архимандрит Емелиан в своем приветствии выразил радость общения с нами.
       Митрополит Филарет, отвечая на приветствие, выразил пожелание, чтобы узы любви святогорцев с Русской Православной Церковью крепли, а традиции развивались на пользу Святого Православия.
       Архимандрит Емелиан в 1976 году был в России с группой паломников, возвратился на Афон с хорошими впечатлениями. Он неоднократно рассказывал братии о жизни Русской Православной Церкви. Паломничество в Россию было для святогорцев поистине откровением, и архимандрит Емелиан выражает Священноначалию Русской Церкви и всему русскому народу сердечную благодарность за гостеприимство и любовь.
       Архиепископ Гермоген в своей речи сказал о жертвенной любви, которую в прошлом проявили кубанские казаки к греческому народу, освобождая его от ига мусульман.
       Совершив молитву у многочисленных мощей, мы разделили с братией трапезу и отбыли в обитель Григориат.
       Архимандрит Георгий, игумен монастыря, провел паломников к святыням в соборном храме. После молитвы, обмена приветствиями и поклонения святыням паломники были приняты игуменом в монастырском архондарике. Монастырь основан преподобным Григорием в 1310 году и освящен во имя Святителя Николая. Монастырь Григориат общежительный. Некоторые из монахов учатся в Афинском университете на Богословском факультете. Митрополит Филарет и архимандрит Георгий обменялись речами. Владыка митрополит передал святогорцам приветствия от насельников Троице-Сергиевой и Почаевской Лавр, Псково-Печерского и других монастырей и подчеркнул, что особенно тесными были связи Афона с Киевом.
       Архимандрит Георгий сказал от имени братии, что они имеют счастливую возможность получить благословение одного из иерархов Русской Православной Церкви, успешно выполняющей свою спасительную миссию в наш экуменический век.
       Из монастыря мы отбыли на катере. С моря мы увидели карулю, где кельи отшельников расположены в недоступном месте на высокой скале. Мы видели также общежительный монастырь святого Павла. Монастырь основан преподобным Павлом Ксиропотамским в XI веке, в нем около 20 иноков. Затем мы прибыли в монастырь Дионисиаг. Нас приветствовал старейший по возрасту на Афоне инок проигумен Гавриил. Ему 93 года. Мы поклонились древней иконе Божией Матери «Акафистной». По преданию, икона написана апостолом Лукой. Мы приложились к другим святыням и пропели в их честь песнопения. Затем мы были приняты проигуменом Гавриилом в монастырском архондарике.
       Монастырь основан на большой скале императором Алексием Комнином III по ходатайству отшельника Дионисия, жившего в 1375 году в пещере на том месте, где теперь расположен монастырь. Соборный храм перестроен в 1647 году и посвящен Рождеству Крестителя Господня Иоанна.
       В монастыре в полной мере соблюдается тот строгий подвижнический устав, который существовал на Афоне в древние времена. В обители 23 инока. Мы посетили Великую Лавру преподобного Афанасия, одну из древнейших афонских обителей. Лавра считается первенствующей на Афоне. Это необщежительная обитель, в ней более 40 насельников. Соборный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы построен в 961 году. В монастыре почивают под спудом мощи преподобного Афанасия (1012 год). Мы видели кипарис, которому свыше 1000 лет. По преданию, кипарис посажен самим преподобным.
       В храмах Лавры паломники приложились к святыням, осмотрели библиотеку, состоящую из множества древних книг и ценных рукописей на пергаменте, и расположенную рядом с библиотекой ризницу. Здесь имеется Евангелие на церковнославянском языке, весом 24 кг, напечатанное в 1753 году при императрице Елизавете Петровне. Здесь есть также устав святого Афанасия, написанный его любимым учеником Антонием.
       В параклисе святого Афанасия, который посетили паломники, хранится деревянный крест в железном окладе, весом более 4 кг, который всегда носил на себе святой Афанасий. Крест было предложено надеть каждому паломнику. В лаврском Успенском храме находится чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Кукузелиса».
       В приемных покоях состоялась краткая беседа. Митрополит Филарет рассказал о жизни Русской Православной Церкви.
       Из Лавры паломники отбыли к монастырю Есфигмен, расположенному на берегу и окруженному горными вершинами. («Есфигмен» означает «утесненный».) Основана обитель в V веке, как считают, императором Феодосией Младшим и его благочестивой сестрой Пульхерией.
       Главный храм посвящен Вознесению Господню. В храме почивает много святых мощей, к которым мы приложились. Недалеко от монастыря мы посетили келыо-пещеру, где подвизался преподобный Антоний Печерский, начальник русского монашества. В 1849 году над, пещерой был построен в его честь небольшой храм. В храме паломники пели тропари и другие церковные песнопения, прославляющие Божию Матерь. Паломников принял игумен монастыря архимандрит Евфимий.
       Затем мы отбыли к Иверскому. монастырю. На пристани нас приветствовал проигумен Афанасий. В Успенском соборе был совершен краткий молебен. В обители паломники остались на ночлег. 11 августа, в субботу, паломники молились за полунощницей, утреней и Божественной литургией, которые совершались в небольшом храме в честь Иверской иконы Божией Матери. Митрополит Филарет отслужил акафист у чудотворной Иверской иконы. Пели паломники.
       После акафиста мы посетили придел в честь Архангела Гавриила и Архистратига Михаила, где хранятся мощи многих святых, ознакомились с ризницей, также с прекрасной монастырской библиотекой из книг и древних рукописей на церковнославянском и греческом языках.
       Иверский монастырь расположен в северо-восточной части Афонского полуострова. Название он получил по своим насельникам — иверам (грузинам), поселившимся на Афоне в 787 году.
       В 965 году на Афон прибыли знаменитый грузинский полководец Иоанн Ивир Варасваче и его сын Евфимий. Они поселились в Лавре святого Афанасия Афонского и проводили строгую подвижническую жизнь. Когда число грузин увеличилось, Иоанн Ивир построил свой монастырь, который был назван Иверским.
       В царствование императора Михаила Палеолога отступники от Православия напали на монастырь и разорили его. Часть монахов оставила монастырь, иноки, не покинувшие обитель, были пленены или потоплены в море.
       В главном храме монастыря в честь Успения Пресвятой Богородицы есть святые мощи, к которым мы приложились. Братии около 25 человек. Все они греки. Раньше монастырь был общежительным, в настоящее время — необщежительный.
       11 августа утром мы отправились в монастырь Ставроникита. Игумен монастыря архимандрит Василий отсутствовал. Принимал паломников в главном храме во имя Святителя Николая проигумен Тихон.
       Свое название монастырь получил по имени его основателя — преподобного Никиты, который поставил крест (греч. — ставрос) на том месте, где был построен затем монастырь. Кресты на Святой Горе ставят по древнему обычаю. Так, над пещерой — местом подвижнических трудов преподобного Никиты был также поставлен крест. Монастырь Ставроникита общежительный, в нем 25 насельников.
       Из монастыря Ставроникита мы отправились в монастырь Пантократор (Вседержитель), основанный в 1358 году.
       Главный собор освящен в честь Преображения Господня. В левом, северном приделе находится чудотворная икона Божией Матери, называемая «Геронтисса» (Старица). На иконе Божия Матерь изображена в полный рост, без Младенца. Монастырь необщежительный, в нем 15 монахов. Управляет монастырем эпитроп иеромонах Евфимий.
       В середине дня мы прибыли в монастырь Ватопед. В соборе в честь Благовещения Пресвятой Богородицы был совершен краткий молебен и возглашено многолетие. Паломники исполнили на церковнославянском языке церковные песнопения.
       Основание монастыря Ватопед («Ватопед» означает «Дитя в кустарнике») относится ко времени Константина Великого. В Благовещенском соборе много святынь, дорогих сердцу христианина. В южной стене придела во имя святого великомученика Димитрия находится чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Предвозвестительница». Перед входом в этот придел находится икона Божией Матери «Закланная». В монастыре подвизалось много преподобных. В библиотеке монастыря хранятся древние ценные книги. Обителью управляют собор старцев и проигумены. В монастыре (единственном на Афоне) есть своя электростанция. Монастырь необщежительный, в нем 20 монахов.
       Проигумен монастыря архимандрит Константин, приветствуя нас, выразил радость от встречи с паломниками из Святой Руси.
       Поздно вечером мы прибыли в монастырь Хилендар, расположенный на восточной стороне Афона, на равнине в густом лесу. Насельников в монастыре 15. Монастырь необщежительный.
       Нас приветствовал проигумен архимандрит Тихон. Мы приложились к местным святыням, пропели церковные песнопения. Затем отправились на ночлег. В главном — Введенском храме находятся чтимые иконы Божией Матери «Троеручица» и «Млекопитательница». В монастыре много святых мощей. В 1197 году монастырь был разрушен, но по ходатайству святого Саввы греческий император Алексий Комнин (1195—1203 гг.) передал его во владение монастырю Ватопед, а Ватопед возвратил его сербским монахам.
       12 августа в 4 часа по афонскому времени во Введенском соборе Божественную литургию в сослужении братии монастыря и некоторых паломников совершил митрополит Филарет. Остальные паломники пели и читали на клиросе. В середине дня мы пешком прибыли в обитель Болгарской Православной Церкви Зограф. Шли по узкой горной тропе. Подъем был трудным. Некоторые паломники ехали на мулах.
       В главном храме во имя святого великомученика Георгия Победоносца после краткого молебна и возглашения многолетий паломники пропели тропарь святому Георгию и песнопения в честь Божией Матери.
       Архимандрит Евфимий, игумен монастыря, обратился с кратким словом к митрополиту Филарету, с чувством большой радости благодаря Господа за дарованную возможность общения с паломниками Русской Православной Церкви. Монастырь Зограф расположен на северо-западном склоне Святой Горы Афон. Основан в начале X века тремя братьями-болгарами. Самый древний храм построен в 1764 году в честь Успения Пресвятой Богородицы. В соборном Имеется в виду Богомладенец, а точнее — икона Божественного Младенца. Существует древнее предание о том, что в кустарнике на том месте, где теперь находится монастырь «Ватопед», была обретена икона Богомладенца. В храме, построенном в 1801 году, хранятся четыре чудотворных иконы великомученика Георгия. У правого клироса находится в серебряной ризе самая древняя икона святого Георгия, на¬зываемая «Зограф». В обители есть чтимые иконы Божией Матери «Акафистная» и «Услышательница», мощи многих угодников Божиих.
       Небольшая часовня посвящена памяти 26 мучеников-монахов Зографского монастыря и 4 мирян, которые были сожжены в башне, потому что не приняли унии с Римской Церковью. Это было 10 октября 1276 года. Всех их почитают как исповедников Православия и ежедневно поминают поименно.
       Зограф — общежительный монастырь с 1849 года. Братии — 8 человек. Простившись с братией, паломники отбыли в монастырь Дохиар, расположенный на запад¬ном берегу Афона, у прибрежной скалы. «Дохиар» означает «келарь»: первый его игумен Евфимий был келарем в Лавре святого Афанасия Афонского. Монастырь основан в X веке, т. е. в одно время с Лаврой святого Афанасия. Главный собор посвящен святым Архангелам. В обители хранится древняя святыня Афона — икона Божией Матери «Скоропослушница». В монастыре есть мощи многих святых подвижников.
       Дохиар — монастырь необщежительный. Уп¬равляет им эпитроп-проигумен — иеромонах Прокопий. Насельников—12 человек.
       Из Дохиара паломники отбыли к монастырю Ксенофонт, расположенному на берегу к западу от русского монастыря и основанному в X веке неким Ксенофонтом.
       Главный храм посвящен святому великомученику Георгию Победоносцу. Монастырь общежительный, в нем 30 молодых насельников. Игуменом является архимандрит Алексий. По просьбе иноков митрополит Филарет рассказал о жизни монастырей в нашей стране и ответил на вопросы.
       По возвращении в Пантелеймонов монастырь паломники знакомились с обителью. Пояснения давал благочинный архимандрит Мисаил. Мы осматривали храмы, богатую ризницу, предметы церковной утвари, библиотеку, насчитывающую до 80 тысяч томов и много древних рукописей.
       Накануне отъезда мы побывали на кладбище Пантелеимонова монастыря. Здесь имеются отдельные захоронения, а также помещения с расположенными на полках черепами и костями всех почивших иноков монастыря.
       В Пантелеимоновом монастыре мы участвовали в богослужениях, совершавшихся в Пантелеимоновом соборе или Покровском храме. В 4 часа по афонскому времени началась полунощница и утреня. Паломники молились в Покровском храме. Божественную литургию совершали митрополит Филарет, архиепископ Гермоген в сослужении игумена монастыря архимандрита Иеремии и некоторых паломников в священном сане.
       В трапезной митрополит Филарет обратился к братии с словом о значении монашеского послушания и повиновения игумену монастыря в духе христианского смирения. Братия со вниманием выслушали архипастырское поучение. Благочинный архимандрит Мисаил сердечно поблагодарил Владыку митрополита и заверил, что братия всегда будут молиться о Святейшем Патриархе Пимене и Матери — Русской Православной Церкви.
       В 14 часов в Пантелеимоновом монастыре собрались все насельники и паломники. Был совершен молебен о «путешествовати хотящих». Митрополит Филарет поблагодарил архимандрита Иеремию и всю братию за гостеприимство и просил молиться о всех нас. Братия провожали нас до пристани. Они со слезами просили нас передать земной поклон Отечеству, родным и близким.
       Из Ураиополиса мы отбыли в г. Салоники. Во вторник и среду мы осматривали в Салониках древние храмы и новые соборы, посетили храм во имя святого великомученика Димитрия Солунского, побывали на месте его мучений, в катакомбах, находящихся рядом с собором. Паломники прикладывались к честной главе святого Димитрия. Храм великомученика Димитрия основан в IV веке, неоднократно реконструировался.
       15 августа, в день праздника Успения Пресвятой Богородицы (Элладская Церковь совер¬шает праздник Успения по новому стилю), все паломники молились за Божественной литургией в храме великомученика Димитрия Солунского. В конце литургии нам раздали антидор, мы приложились к мощам святого Давида Солунского и святого Григория Паламы.
       Вечером паломники посетили за городом монастырь святой мученицы Анастасии Узорешительницы, основанный в IX веке. Монастырь расположен в горах в 30 км от Салоник. Нас радушно встречал проигумен архимандрит Апостолос. Он является также секретарем митрополита Халкидонского Мелитона.
       16 августа паломников принял митрополит Солунский Пантелеймон. Митрополит Филарет благодарил его за теплый прием, оказанный паломникам в Салониках.
       В 15 часов мы отбыли самолетом в Афины. В аэропорту «Олимпик» паломников встречали архимандрит Павел и иеромонах Иоанн Сакулярии — представители монастыря Пендели.
       17 августа мы осматривали Афины. Побывали на горе Ликавитос, где возвышается храм во имя великомученика Георгия Победоносца, были на том месте, где находился Ареопаг и где звучали пламенные проповеди святого апостола Павла.
       Затем мы отправились в г. Неон Прокопион на о. Эвбея, где в XVIII веке подвизался пра¬ведный Иоанн Русский, исповедник (|27 мая 1730), наш соотечественник, глубоко почитаемый верующими греками.
       В новом величественном храме во имя пра¬ведного Иоанна нас встретил под звон колоколов настоятель протоиерей Иоанн Вазолис при множестве верующих людей. Митрополит Филарет совершил молебен у раки с мощами праведного Иоанна Русского. Архимандрит Павел приветствовал нас от имени митрополита Халкидского Хризостома. Настоятель протоиерей Иоанн Вазолис произнес слово. Он сказал: «Сюда, в это святое место, каждую неделю прибывает 15 тысяч паломников, чтобы поклониться праведному Иоанну Русскому. Для греков особая радость встречать митрополита Киевского Филарета: в киевских пределах родился и был воспитан праведный Иоанн Русский. С 1868 года святые мощи праведного Иоанна находятся в этом храме, построенном при содействии Русской Церкви. Заботы Русской Церкви о благоустроении храма нас объединяют. Мы с радостью встречаем русских паломников и молимся о них у мощей праведного Иоанна». Митрополит Филарет в своем слове сказал, что совместное почитание преподобного Иоанна Русского объединяет нас в нашей православной вере, укрепляет братские связи между Русской и Элладской Церквами. Вечером мы молились за богослужением в монастыре Пендели.
       18 августа, в субботу, мы тепло простились с братией монастыря Пендели. Митрополит Филарет нанес визит в Афинскую Архиепископию, где был принят эпитропом Архиепископии архимандритом Максимом.
       В тот же день паломники через Софию возвратились в Москву.
       Паломники исполнены глубокой сыновней благодарности Святейшему Патриарху Пимену и Священному Синоду за предоставленную возможность вознести молитвы Божией Матери и святому великомученику и целителю Пантелеймону вместе с нашими соотечественниками — святогорцами. Паломники приносят сердечную благодарность митрополиту Киевскому и Галицкому Филарету — главе паломнической группы за отеческое попечение о паломниках во время пребывания на Святой Горе Афон.
       Мы будем молиться, чтобы не угасла лампада в нашем Русском Пантелеимоновом монастыре и в других святогорских обителях, чтобы Пресвятая Богородица всегда покрывала Своим честным омофором Ее земной удел — Святую Гору Афон.
Архиепископ ГЕРМОГЕН, архимандрит ПАЛЛАДИЙ (Шиман).         

Паломники Русской Православной Церкви во главе с митрополитом Киевским и Галицким Филаретом, Патриаршим Экзархом Украины, на  Святой Горе Афон в августе 1979 года
Митрополит Киевский и Галицкий Филарет и архиепископ Краснодарский и Кубанский Гермоген во время крестного хода в Русском Пантелеимоновом монастыре 9 августа 1979 года
9 августа 1979 года. Митрополит Киевский и Галицкий Филарет, Патриарший Экзарх Украины, окропляет святой водой братию и паломников во время крестного хода в Русском Пантелеимоновом монастыре


       Иллюстрации в статье (сверху вниз):
  • Фото 1: Паломники Русской Православной Церкви во главе с митрополитом Киевским и Галицким Филаретом, Патриаршим Экзархом Украины, на Святой Горе Афон в августе 1979 года.
  • Фото 2: Митрополит Киевский и Галицкий Филарет и архиепископ Краснодарский и Кубанский Гермоген во время крестного хода в Русском Пантелеимоновом монастыре 9 августа 1979 года.
  • Фото 3: 9 августа 1979 года. Митрополит Киевский и Галицкий Филарет, Патриарший Экзарх Украины, окропляет святой водой братию и паломников во время крестного хода в Русском Пантелеимоновом монастыре.
  • Статья является сканом с оригинала, опубликованной в:
           Журнал Московской Патриархии. 1979 год, №12, страницы 11-16.
           - можно также скачать статью в формате .doc.
  • ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------





           Все права © Изяслав Тверецкий
    , 2009 год

         «Сайт памяти архиепископа Гермогена (Орехова) (1929-1980)» является филиалом сайта Международного Некрополистического Проекта «ЦЕРКОВНЫЙ НЕКРОПОЛЬ» .